Перейти к основному содержанию

Роберт Штольц. Композитор, водивший за нос Гестапо

Этот человек прожил долгую и насыщенную жизнь, получив множество званий и наград, включая Крест за заслуги перед Федеративной республикой Германия, два «Оскара» и почетный титул «последнего классика Венской оперетты».

К сожалению, среди них нет звания Праведника народов мира, хотя Роберт Штольц спас немало евреев. Впрочем, обо всем по порядку.

Будущий композитор был двенадцатым ребенком в семье музыкантов из австрийского Граца. Первый свой публичный концерт в качестве пианиста мальчик дал в семилетнем возрасте. Венскую консерваторию он окончил в 1896 году, работал дирижером в Марбурге, Зальцбурге, Брюнне (сегодня Брно в Чехии), сочинил несколько оперетт. В 1907 году Роберт начинает работать в ведущем венском театре оперетты — Театре ан дер Вин, а через три года становится профессиональным композитором.

В годы  Первой мировой Штольц дирижирует военным оркестром, а по вечерам продолжает сочинять, постепенно обретая популярность в мире германоязычного кабаре. После войны его оперетты ставятся многими театрами Вены, но в 1926-м композитор переезжает в Берлин. В 1930 году на экраны выходит фильм-оперетта «Два сердца в трехчетвертном такте», вальс из которого, написанный Штольцем, покоряет весь континент.

Далее следует череда успешных музыкальных фильмов, например, «Песня, поцелуй и девушка», одну из главных ролей в котором исполнил звезда кабаре Фриц Грюнбаум, погибший в 1941 году в Дахау.

В 1934-м на экраны выходит лента «Моё сердце зовёт тебя», и в том же году по оперетте Штольца снимается фильм «Весенний парад» с восходящей звездой  европейского кинематографа Франческой Гааль (Сидонией Зильбершпиц).

Афиши фильмов, поставленных на музыку Штольца  

 

В начале 1930-х Штольц сочинил музыку для трех десятков кинолент, не прекращая создавать номера для кабаре и писать новые оперетты.

К 1933-му году, когда к власти в Германии приходят нацисты, композитор приобрел уже  общеевропейскую известность. Многие его коллеги радуются устранению конкурентов-евреев, но не чистокровный ариец Штольц, не приемлющий нацизм.

Вместе с тем, композитор — человек действия. Он часто ездит из Берлина в Вену на своей машине, и это не только деловые командировки. Дорогой автомобиль, украшенный  свастикой, подъезжает к пограничному переходу с Австрией. За рулём — всем известный композитор, который улыбается, охотно вступает в разговор и раздаёт автографы. Его пропускают без досмотра. Вместе с «пассажиром» в багажнике, за которым безуспешно охотится Гестапо. Двадцать один раз пересекал маэстро границу подобным образом. А ведь достаточно было одного провала, чтобы угодить в концлагерь. Из двадцати одного спасенного им человека, большинство были евреями, преследуемыми властями.

Надо сказать, Штольц не очень скрывал свои взгляды и частенько протестовал против увольнения и травли музыкантов-евреев. Так режим убедился в неблагонадежности композитора и в 1936-м он вернулся в родную Австрию.

Этот новый австрийский период продлился недолго. После аншлюса в марте 1938 года, брат Роберта — член местной профашистской организации, предупредил, что Гестапо готовится арестовать Штольца. 59-летний композитор, оставив всё нажитое добро, бежит с женой в Цюрих, а оттуда в Париж.

Далее развертывается настоящая драма. В конце 1939 года супруга оставляет мужа ради молодого любовника-француза. Прихватив все деньги и документы, включая удостоверение личности с правом легального пребывания в стране. 30 ноября 1939 года французские жандармы арестовали композитора и заключили его в лагерь для нелегальных иммигрантов на 70 000 человек.

Ивонна Луиза Ульрих и Роберт Штольц с супругой

 

На дворе уже зима, и не молодой Штольц заработал пневмонию. Квалифицированную медицинскую помощь получить в лагере было невозможно, и положение стало критическим.

Но, наверное, есть некая высшая сила, помогающая людям, того заслуживающим. Это сила появилась в образе 29-летней Ивонны Луизы Ульрих, швейцарки, жившей до недавнего времени в Лондоне. После развода с мужем женщина забрала дочь и переехала в Париж, где поступила в Сорбонну и попутно помогала бесчисленным беженцам, оказавшимся во Франции. Перед этой дамой по прозвищу Эйнци, и предстал тяжело больной Роберт. Они были едва знакомы — весной 1939-го их представил друг другу композитор Пауль Абрахам, также бежавший из Австрии. Благодаря Ивонне Штольца освободили из лагеря, он получил необходимое лечение и пошел на поправку. Ему удалось получить американскую  визу и через Геную добраться до Соединенных Штатов. По прибытии в Нью-Йорк первое, что увидел композитор, была встречающая его Эйнци. Больше они не расставались.

Первые попытки укорениться в США были не очень успешны. Снова помог случай. В знаменитом Карнеги-Холл был запланирован концерт под названием «Ночь в Вене» с исполнением произведений Штрауса и других австрийских композиторов. Дирижировать Нью-Йоркским филармоническим оркестром предстояло знаменитому Бруно Вальтеру, но в последнюю минуту пришлось искать ему замену. Вместо Вальтера на сцену вышел Роберт Штольц. Наутро после концерта вчерашний иммигрант был уже известен   Америке. Затем начались гастроли по стране, в рамках которых исполнялись произведения и самого Штольца.

Постеры американской версии фильма «Весенний парад»

 

Вскоре композитору стали заказывать музыку для спектаклей, а компания Universal сняла американскую версию картины «Весенний парад». Фильм, вышедший на экраны 27 сентября 1940 года, был номинирован на четыре премии Оскар, одну из которых (за лучшую оригинальную песню) получил Роберт Штольц.

После войны, несмотря на устроенную жизнь в Соединенных Штатах, композитор стремится вернуться в Вену. Как только американские оккупационные власти разрешили въезд на территорию Австрии, разрешение под №1 было выдано Роберту, а под №2 его супруге. 30 ноября 1946 года в Венском аэропорту их встретил мэр столицы и несколько тысяч горожан. Вена еще в руинах, снабжение идёт с перебоями, но для ее жителей возвращение композитора — символ грядущего возрождения страны. 66-летний композитор приступает к работе на родной земле — новые оперетты, музыка к фильмам и театральным спектаклям, записи старых классических оперетт на пластинки.

Композитор в 1970 году Памятный камень Штольцу в парке Пратер, Вена

 

В 1952 году музыкант начинает сотрудничать со знаменитым венским балетом на льду Vienna Ice Revue, написав музыку для девятнадцати программ этого коллектива, с которыми тот разъезжал по всему миру. В январе 1963 года (композитору уже 82 года) он дирижирует в Тель-Авиве тремя программами из венских оперетт в исполнении Израильского филармонического оркестра — Штольц стал первым гостем из германоязычной страны в Израиле.

В 1970 году вся Австрия праздновала 90-летие композитора. Он был почётным гражданином Вены и ещё ряда городов, а ранее был удостоен командорского креста за заслуги перед ФРГ. Свою последнюю оперетту он завершил в возрасте 89 лет, создав за 70 лет творческой карьеры более 2000 песен, танцев и маршей, написав музыку к 50 спектаклям и  60 фильмам, и прочая, и прочая.

Когда Штольц скончался в 1975-м, гроб с его телом выставили для прощания в фойе Венской государственной оперы. Были устроены государственные похороны (маэстро упокоился рядом Брамсом и Штраусом), по всей стране приспустили флаги. К столетию со дня рождения в честь композитора была отчеканена памятная медаль, неоднократно выпускались посвященные ему почтовые марки. Существует два музея Роберта Штольца, его именем названа площадь в Вене, в Берлине есть Роберт Штольц Парк с монументом в честь композитора, и это не считая других памятников в Германии и Австрии. Среди многочисленных знаков отличия Штольца упомянем Почётную Медаль города Иерусалима и почетное членство в Израильском филармоническом оркестре, а также лес в Израиле, названный в честь австрийского композитора, спасавшего евреев.

Вениамин Чернухин, специально для «Хадашот»

Нет времени посещать сайт? Подпишитесь на рассылку и получайте самое важное в одном письме

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку